top of page

Покров Пресвятой Богородицы


Покров Пресвятой Богородицы. Последняя четверть XV века. Из Покровского монастыря в Суздале. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Покров Пресвятой Богородицы – такой близкий и даже родной нам всем праздник. А что мы знаем о его иконе? История праздника тесно переплетена с историческими событиями, богослужебными текстами и житиями святых. Рассмотрим некоторые из них. Одна из наиболее почитаемых святынь – риза Пресвятой Богородицы - хранилась во Влахернском храме в Константинополе. В 626 году во время осады Константинополя аварами город был спасен с ее помощью: вражеские корабли потонули. В 860 году на Константинополь напали русы, еще бывшие язычниками. Тогда омофор Пресвятой Богородицы из Влахернского храма был опущен в воду, и корабли русов также потонули. После чудесной победы над аварами в Константинополе был установлен праздник Положения ризы Богородицы во Влахернах. С конца XI века в византийских источниках появляется информация о еженедельном чуде во Влахернском храме: наполовину скрывавшая чудотворный образ Богоматери завеса неожиданно поднималась и открывала невидимую часть иконы. К сожалению, нам не известно, какая именно это была икона. Житие Андрея юродивого, который жил в конце IX - начале X века, говорит нам о чуде, которое в том или ином виде знаем мы все. Раб знатного сановника Феогноста, одаренный большими способностями, ставший первым из нотариев (чиновников), Андрей был призван Господом на путь юродства. Удостоенный даром чудотворений и предсказаний, святой предрек своему ученику Епифанию, что тот станет святителем в Константинополе. Именно блаженный Андрей со своим учеником удостоились видения Пресвятой Богродицы во Влахернском храме. Пресвятая Богородица, сопровождаемая сонмом ангелов, явилась в храме во время Всенощного бдения. Святые Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее под руки. Подойдя к алтарю, Пресвятая Богородица долго и со слезами молилась за присутствующих в храме, а потом, в знак своего покровительства, распростерла над ними часть Своего облачения – омофор (головной плат). Все эти события и находят отражение в храмовой (связанной с посвящением храма) иконе конца XV века из Покровского монастыря в Суздале. В центре на фоне кивория (надпрестольной сени) – Богородица в руках с огненным платом. Примечательно, что Она находится за амвоном или, иначе говоря, внутри алтаря. Слева и справа Пречистой предстоят Ангелы и святые, объединенные по чинам. Справа мы узнаем Иоанна Предтечу и Иоанна Богослова, а слева – псалмопевца Давида. Он изображен здесь не случайно, ведь именно Давид предвидел и воспел Богоматерь в своих псалмах. Святой Андрей с учеником находятся традиционно в правом нижнем углу. Блаженного можно узнать по характерному указующему жесту. В центре на амвоне изображен Роман Сладкопевец. В одной руке его свиток, а другая сложена другой в жесте регента (руководителя хора). Почему же святому Роману отведено такое центральное место на иконе? Дело в том, что установление праздника произошло в день памяти святого, 1 октября (по старому стилю). Из жития Святого Романа, диакона, жившего в VI веке в Константинополе, мы знаем, что он особо чтил Пресвятую Деву и регулярно служил во Влахернском храме. Святой удостоился видения Пресвятой Богородицы, велевшей съесть ему свиток, после чего он стал искусным составителем песнопений, которые до сих пор исполняются на службах. За спиной Романа сладкопевца изображена группа людей без нимбов. Это певчие. Все святые слева и справа разделяются на две группы, словно на два клироса, поочередно прославляющих Богородицу. Такая композиция подчеркивает единство находящихся в храме и молитвенное предстательство Божией Матери за весь мир. Храм на заднем плане отождествляется с Влахернским храмом в Константинополе. Видимо, мастера ориентировались на греческие иллюстрированные рукописи. Что касается богослужебных текстов, то кондак Покрова также повлиял на становление иконографии праздника: «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога». Этот текст, либо «Взбранной Воеводе..» можно увидеть на свитке святого Романа Сладкопевца. Несмотря на множество источников, рассказывающих нам о празднике Покрова, и огромное количество различных и порой совершенно непохожих друг на друга икон, этот праздник несет самую главную мысль – заступничество Божией Матери за нас, за весь мир.Покров Пресвятой Богородицы – такой близкий и даже родной нам всем праздник. А что мы знаем о его иконе?История праздника тесно переплетена с историческими событиями, богослужебными текстами и житиями святых. Рассмотрим некоторые из них.Одна из наиболее почитаемых святынь – риза Пресвятой Богородицы - хранилась во Влахернском храме в Константинополе. В 626 году во время осады Константинополя аварами город был спасен с ее помощью: вражеские корабли потонули. В 860 году на Константинополь напали русы, еще бывшие язычниками. Тогда омофор Пресвятой Богородицы из Влахернского храма был опущен в воду, и корабли русов также потонули. После чудесной победы над аварами в Константинополе был установлен праздник Положения ризы Богородицы во Влахернах.С конца XI века в византийских источниках появляется информация о еженедельном чуде во Влахернском храме: наполовину скрывавшая чудотворный образ Богоматери завеса неожиданно поднималась и открывала невидимую часть иконы. К сожалению, нам не известно, какая именно это была икона.Житие Андрея юродивого, который жил в конце IX - начале X века, говорит нам о чуде, которое в том или ином виде знаем мы все. Раб знатного сановника Феогноста, одаренный большими способностями, ставший первым из нотариев (чиновников), Андрей был призван Господом на путь юродства. Удостоенный даром чудотворений и предсказаний, святой предрек своему ученику Епифанию, что тот станет святителем в Константинополе. Именно блаженный Андрей со своим учеником удостоились видения Пресвятой Богродицы во Влахернском храме. Пресвятая Богородица, сопровождаемая сонмом ангелов, явилась в храме во время Всенощного бдения. Святые Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее под руки. Подойдя к алтарю, Пресвятая Богородица долго и со слезами молилась за присутствующих в храме, а потом, в знак своего покровительства, распростерла над ними часть Своего облачения – омофор (головной плат).Все эти события и находят отражение в храмовой (связанной с посвящением храма) иконе конца XV века из Покровского монастыря в Суздале. В центре на фоне кивория (надпрестольной сени) – Богородица в руках с огненным платом. Примечательно, что Она находится за амвоном или, иначе говоря, внутри алтаря. Слева и справа Пречистой предстоят Ангелы и святые, объединенные по чинам. Справа мы узнаем Иоанна Предтечу и Иоанна Богослова, а слева – псалмопевца Давида. Он изображен здесь не случайно, ведь именно Давид предвидел и воспел Богоматерь в своих псалмах. Святой Андрей с учеником находятся традиционно в правом нижнем углу. Блаженного можно узнать по характерному указующему жесту. В центре на амвоне изображен Роман Сладкопевец. В одной руке его свиток, а другая сложена другой в жесте регента (руководителя хора). Почему же святому Роману отведено такое центральное место на иконе? Дело в том, что установление праздника произошло в день памяти святого, 1 октября (по старому стилю). Из жития Святого Романа, диакона, жившего в VI веке в Константинополе, мы знаем, что он особо чтил Пресвятую Деву и регулярно служил во Влахернском храме. Святой удостоился видения Пресвятой Богородицы, велевшей съесть ему свиток, после чего он стал искусным составителем песнопений, которые до сих пор исполняются на службах.За спиной Романа сладкопевца изображена группа людей без нимбов. Это певчие. Все святые слева и справа разделяются на две группы, словно на два клироса, поочередно прославляющих Богородицу. Такая композиция подчеркивает единство находящихся в храме и молитвенное предстательство Божией Матери за весь мир. Храм на заднем плане отождествляется с Влахернским храмом в Константинополе. Видимо, мастера ориентировались на греческие иллюстрированные рукописи.Что касается богослужебных текстов, то кондак Покрова также повлиял на становление иконографии праздника: «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога». Этот текст, либо «Взбранной Воеводе..» можно увидеть на свитке святого Романа Сладкопевца.Несмотря на множество источников, рассказывающих нам о празднике Покрова, и огромное количество различных и порой совершенно непохожих друг на друга икон, этот праздник несет самую главную мысль – заступничество Божией Матери за нас, за весь мир. Статья написана для газеты "Православный Собеседник" № 2 Эстония, Таллин

Избранные посты
Недавние посты
Архив
  • Iconq

© 2017 - 2024 Anna Sviridetskaia.
              All rights reserved.

 

  • Flickr - серый круг
  • Facebook - Grey Circle
  • YouTube - Grey Circle
  • Instagram - Grey Circle
bottom of page