Икона Святой Троицы
Икона Святой Троицы – одна из самых удивительных и даже загадочных. Ведь как можно представить зримо тайну Святой Троицы?
Изначально, как мы можем видеть на дошедших до нас изображениях, это был сюжет, иллюстрирующий Ветхозаветные события, а именно явление Праотцу Аврааму Господа в виде Трех Путников (Быт. 18:1-33). Авраам и Сарра гостеприимно встретили Их. Во время этой встречи и трапезы Господь предсказал Аврааму, что у праотца родится сын, не смотря на преклонные годы его и Сарры, что из его рода произойдет великий народ, а также что вскоре постигнет кара потонувшие в грехе города Содом и Гоморру.
В библейском рассказе нет точного указания на то, в каком символическом облике явился Господь праотцу: в облике «Мужа» с двумя Ангелами или в облике трех во всем подобных друг другу Ангелов. Эта неоднозначность дала жизнь двум соответствующим направлениям изображения иконы Святой Троицы.
Первый вариант - икона трех Путников, среди Которых Средний выделен особо: сиянием, размером, одеждами, благословляющим жестом. Второй вариант – икона трех абсолютно одинаковых Ангелов, среди Которых Центральный немного выделяется, а то и не выделяется вовсе. Почти во всех композициях также присутствуют фигуры святых праотцев, поспешно встречающих Господа.
Именно второй вариант иконы вы видите здесь на фотографии. Икона начала XVI века, Псковская, является отражением особого консерватизма местной школы иконописи и приверженности мастеров древним образцам.
Древность и особенность ее заключается в том, что здесь Ангелы совершенно идентичные, и, в отличие от многих подобных икон, восседают на одном уровне. Этим подчеркивается равность Трех Лиц Святой Троицы. И только если очень сильно присмотреться – центральный Ангел находится немного выше своих Спутников, чаша перед Ним немного крупнее, а над головою – крона Мамврийского дуба. Это будто тонкое указание на различие Лиц Святой Троицы, на то, что в центре – Иисус Христос. Ипостасные различия Крайних Ангелов можно усмотреть в различии палаток над их головами.
Немаловажным моментом является и то, что нимбы у Ангелов не содержат вписанного креста. Перекрестие на нимбе – это обязательный элемент только на иконе Иисуса Христа, который указывает на искупительную Жертву Спасителя. Поэтому в 1551 г. на Стоглавом Соборе было запрещено писать на иконе Троицы всем трем Ангелам крестчатый нимб. Его написание правомерно только для среднего Ангела.
Несмотря на то, что эту композицию принято называть «Троица Ветхозаветная», надпись на иконе гласит: «Святая Троица» - это, последнее, более точное и верное название иконы.
Внизу иконы Вы видите Авраама и Сарру, торжественно и благоговейно, покровенными руками, подносящих Гостям кувшины. Внизу в центре - сам Авраам закалывает тельца для угощения (довольно редкий момент, обычно на иконах это делает его слуга). Телец указывает на жертву, которая должна будет совершиться, когда Господь Иисус Христос - Второе Лицо Святой Троицы – воплотится и принесет Себя в жертву за грехи Мира по согласию Предвечного Совета Святой Троицы. Стол, за которым восседают Ангелы, прообразует жертвенный престол в алтаре храма. А все происходящее – приготовление к Литургии. На столе находятся чаши, символизирующие литургические сосуды со Святыми Дарами. Фигуры Авраама и Сарры явно меньше, чем фигуры посетивших их Ангелов, ведь святых праотцев посетил Сам Господь, а не простые путники.
Тема жертвы, богослужения и Троичности Господа ставят на второй план саму историю события. Это уже не иллюстрация встречи праотцев и Бога. Это – воплощенное в иконе богословие.
Один из главных догматов христианства звучит так : «Бог есть Един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная». Этот догмат непостижим для человеческого ума, и должен приниматься нами на веру и с любовью ко Творцу. «Само Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и Ангелов.» - пишет в своем катехизисе святитель Филарет (Дроздов).
Именно этот догмат, а не простую иллюстрацию Ветхозаветных событий иконописцы старались отобразить в различных иконах Святой Троицы. И именно по причине сложности этого догмата со временем появились иконы Святой Троицы, искажающие его. Так, например, икона, без которой не обходится почти ни один православный храм – «Отечество». Седовласый Старец (Бог-Отец) держит на коленях в лоне Сына (Иисуса Христа), Который, в свою очередь, держит в Своем лоне Голубя (Духа Святого). Такая икона, не смотря на древность своего происхождения (ранневизантийское искусство, а на Руси с XII века) умаляет достоинство Лиц Святой Троицы. Здесь они изображены не «равночестно» - не одинаково. Особенно неправомерно изображение здесь Святого Духа в виде голубя. Ведь Святой Дух являлся в виде голубя при Крещении Господнем, но не воплощался, и, уж тем более, в птицу. Если говорить здесь об изображении Седовласого Старца (Бога-Отца), то, думаю, Вы, дорогой читатель, уже неоднократно слышали, что Бог-Отец не воплощался, а потому не может быть изображен. Большой Московский Собор 1666 – 1667г. запретил изображать Господа Саваофа, т. к. Бог Отец невидим и не имеет определенного телесного облика, а Святого Духа в образе голубя дозволялось писать только при изображении Крещения.
Только самостоятельное изображение Иисуса Христа с седыми власами, крестчатым нимбом и надписью «Ветхий денми» (по-русски «Ветхий днями») вполне правомерно и отражает слова Самого Спасителя «Кто видел Меня, тот видел Отца». В основе такой иконографии - текст Книги пророка Даниила, описывающий видение Ветхого Денми, одеяние Которого «было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» (Дан 7. 9), и Откровения апостола Иоанна Богослова: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр 1. 14). Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиепископ Андрей Кесарийский в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ Михаил Хониат, митрополит Афинский: «Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесенный за нас в жертву,- Младенец в Воплощении». Тема Воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: «Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится» (1-я стихира на литии).+
Также неправильно изображать «Троицу Новозаветную» или «Сопрестолие». Где Бог Отец изображен как Бог Саваоф, сидящим на троне рядом с Иисусом Христом, а между Ними в славе взлетает Голубь. В этой иконе уже отсутствует богословие, нарушены догматы, и есть лишь стремление приблизить образ Пресвятой Троицы к земным понятиям.
Здесь же, в Псковской иконе XVI века нет спорных моментов. Иконописец хорошо знал Священное Писание, сочинения святых отцов, и с большим мастерством постарался наглядно выразить богословские догматы.